Конфетная Сила
Ешь, молись, люби. Но сначала всё-таки ешь.
Змей, Визард, помните, я рассказывала про книгу о правополушарном рисовании? Бетти Эдвардс, "Откройте в себе художника". Обещала, если выгорит, рассказать дальше. Так там было упражнение — скопировать перевёрнутый рисунок.

«Рис. 4-9 — это рисунок Пикассо, на котором изображен композитор Игорь Стравинский. Изображение перевернуто вверх ногами. Вам нужно скопировать перевернутое изображение. Рисовать, таким образом, вы будете тоже вверх ногами. Другими словами, вы будете копировать рисунок Пикассо именно таким, каким вы его видите.



Прежде, чем начнете рисовать, прочитайте все указания.

Найдите тихое место для занятий рисованием, где никто не будет вам мешать. Включите музыку, если хотите. Перейдя в П-режим, вы, возможно, обнаружите, что музыка слышится приглушенно. Выполните рисунок в один присест, уделив ему приблизительно 30—40 минут — можно и 6ольше. Заведите 6удильник или таймер, если желаете не беспокоиться о времени (функция Л-режима). И что еще 6олее важно — не переворачивайте рисунок в нормальное положение, пока не закончите. Это вызвало бы возвращение к Л-режиму, вмешательства которого нам следует избегать, пока мы осваиваем П-режим.
Рассмотрите перевернутый рисунок (рис. 4-9) в течение минуты. О6следуйте углы, формы и линии. Вы можете заметить, что все линии смыкаются. Где заканчивается одна линия, начинается другая. Линии располагаются под некоторыми углами относительно друг друга и относительно границ бумаги. Изогнутые линии описывают определенные пространства. Линии фактически формируют пространства, и вы можете увидеть формы пространств, образованных линиями.
3. Когда приступите к рисованию, начинайте сверху (показано на рис. 4-10) и копируйте каждую линию, перемещаясь от одной линии к соседней, совмещая их все вместе точно так же, как на составной картинке-головоломке. Пусть вас не заботит, как назвать те или иные части; это не нужно. Если вы сталкиваетесь с частями, которые, возможно, вы могли бы назвать, такими как р-у-к-и или л-и-ц-о (помните, мы не называем вещи!), просто думайте про себя: “Ладно, эта линия искривляется вот так; эта идет поперек, образуя здесь небольшую форму; эта линия наклонена под таким вот углом по отношению к краю бумаги”, — и так далее. Опять же, старайтесь не думать о том, чем являются те или иные формы, и избегайте любых попыток узнавать или называть различные части.

Теперь начинайте выполнять свой перевернутый рисунок, перемещаясь от одной линии к другой, от одной части к смежной.
Начав рисовать, вы почувствуете, как вас увлекает взаимное расположение линий. К тому времени, когда вы полностью погрузитесь в рисование, Л-режим выключится (это задача не того рода, за которую левое полушарие берется с готовностью: она выполняется слишком медленно, и детали слишком трудно узнаваемы), и включится П-режим.
Помните, что все, что вам нужно знать, чтобы выполнить рисунок, находится у вас прямо перед глазами. Здесь имеется вся необходимая для успешной работы информация. Не усложняйте. Это действительно очень просто.

После того, как закончили. Закончив работу и перевернув свой рисунок в нормальное положение, вы будете, вероятно, весьма удивлены тем, насколько хорошо он получился. На рис. 4-11 посмотрите некоторые образцы подобных рисунков из контрольного эксперимента с выбранными наугад студентами колледжа. Рисунки в левой колонке показывают уровень мастерства студентов накануне эксперимента. (Их просто попросили нарисовать человека по памяти). Как вы видите, все студенты рисовали приблизительно на уровне детей десяти- двенадцатилетнего возраста, что типично для взрослых людей нашей культуры, не учившихся рисованию.



Взгляните на рисунки, расположенные в правом столбце рис. 4-11. Студенты 1 и 2 копировали рисунок Пикассо, расположенный нормальным образом. Как вы видите, их рисунки не стали лучше, поскольку при создании копии рисунка Пикассо “Стравинский” они использовали те же самые стереотипные, символические формы, которые применяли и в предварительном упражнении, где требовалось нарисовать человека. На рисунке, выполненном студентом 2, вы видите, с какими трудностями он столкнулся, изображая в ракурсе кресло и скрещенные ноги Стравинского.

Другие два студента (3 и 4), начинавшие примерно на том же уровне развития навыков рисования, скопировали Пикассо в перевернутом виде, как это сделали и вы. Как это ни странно, рисунки, выполненные в перевернутом виде, отражают гораздо большую точность восприятия и представляются гораздо более искусными.

Чем это можно объяснить? Ведь это противоречит здравому смыслу. Невозможно было ожидать, что фигура, наблюдаемая и рисуемая вверх ногами, изображается легче и с гораздо лучшими результатами, чем фигура, рассматриваемая и рисуемая в нормальном положении. Ведь линии остаются те же самые. Переворачивая рисунок Пикассо вверх ногами, мы никоим образом не переупорядочиваем линии и не облегчаем их рисование.. “Талант” у студентов тоже не мог появиться внезапно».



Ну ладно, думаю. Конечно, у студента, который сначала нарисовал в привычном положении, а потом в перевёрнутом, второй раз вышло лучше! Второй раз и должно выходить лучше, он же уже изучил этот рисунок! Так что я попробовала нарисовать ещё раз (Де Ниро из газеты) наоборот: первый раз — вверх ногами, второй — привычно. И... всё равно рисунок, изображённый в правополушарном режиме, куда лучше. Намного профессиональнее. А из плюсов "обычного" рисунка некоторые объясняются как раз тем, что в "перевёрнутом" я увидела много такого, на что так не обратила бы внимания...

И это особенно интересно, потому что в одной из бесед мне как раз возражали, что невозможно рисовать лучше без знания анатомии. А тут... какая анатомия? Кривая линия, прямая линия.